29.10.2014

«В гости к хозяйке луга»


Цель. Расширять представление детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить аккуратно раскрашивать.
Материал. Игрушечные насекомые, корзинка, кассета с записью «Звуки природы». Картинки с изображением насекомых, карандаши цветные.
Связь с другими образовательными областями.
Рассматривание картинок с изображением насекомых, Загадывание загадок о насекомых. Рассказ воспитателя о насекомых (о их строении, пользе.)

Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка.)
Воспитатель. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком? У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Послушайте еще одну загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная….(пчела).
Воспитатель. Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое-с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. Послушайте еще одну загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Без работы, хоть убей,
Жить не может…. (муравей)
Педагог обобщает ответы детей: «муравей черного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают- строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок.»
Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, муравья, комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи и говорит: дети назовите тех насекомых, у которых есть крылья. Для чего насекомым крылья? С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать. Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? (ответы детей). У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усы и рот. Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?
Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цветы и рассаживает на них игрушечных насекомых.
Хозяйка луга. Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моем лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте какие звуки они издают.
Воспитатель включает кассету с записью «Звуки природы»
Хозяйка луга. Все насекомые в природе нужны, каждый делает свое дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе? Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Дети посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?
Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга. Она аккуратно берет кузнечика: «почему мы не сразу увидели в траве кузнечика? Конечно, он зеленого цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому, что у него есть очень сильные две задние ноги. (показывает задние ноги кузнечика). У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья? А какие звуки издает кузнечик? Кузнечик стрекочет. Хозяйка луга аккуратно «отпускает» кузнечика и спрашивает: «есть ли на лугу божья коровка?» после того как дети покажут божьих коровок, Хозяйка луга аккуратно берет в руки божью коровку и предлагает детям внимательно ее рассмотреть: «какого цвета божья коровка? Она красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни-жесткие красного цвета, а другие-мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под под твердыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу.
Хозяйка луга. А как вы думаете, пчелка на лугу есть? (Аккуратно берет в руки пчелу и показывает детям.) эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему ее так называют? Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хоботок сосут нектар с цветов. (показывает хоботок у пчелы). Затем несут в свой домик-улей.
Проводится физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Пчелка трудится весь день.  (дети стоят в кругу)
И работать ей не лень. ( разводят руки в стороны)
От цветка летит к цветку, (машут руками)
Клеит на брюшко пыльцу.(гладят живот)
Хоботком нектар сосет, (складывают руки трубочкой и вдыхают воздух)
За день много наберет, (разводят руки в стороны)
Унесет нектар тот в улей (обхватывают себя руками)
И назад вернется пулей.(кружатся вокруг себя)
В сотах утрамбует мед, (топают ногами)
Скоро ведь зима придет,(разводят руки в стороны)
Будет пчелкам чем питаться,(поднимают руки вверх.)
Летом надо им стараться.(грозят пальчиком.)
Хозяйка луга. Дети а вам нравится кушать мед? Мед не только вкусный, но и очень полезный продукт. Давайте не будем мешать пчелке трудиться. (отпускает пчелу на луг.) А какие еще есть насекомые на лугу? (ответы детей.) Конечно на лугу много красивых разноцветных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Давайте одну из них аккуратно возьмем и рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки? Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают.
Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру «на полянку шли, насекомых нашли.»
Хозяйка луга. Сейчас весна, с каждым днем становится всё теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзинку, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела… дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я оставлю вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.
Звучит музыка. Хозяйка луга прощается с детьми и уходит.
Дети раскрашивают насекомых и оформляют вместе с воспитателем коллективную композицию «весенний луг».