29.10.2014

« Экологическая тропа»


Цель. Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека с природой. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить детей использовать нетрадиционные формы рисования.
Материал. Объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Березовый сок. Большой лист бумаги с изображением березы для коллективной работы, паралон, салфетки, гуашь.
Связь с другими образовательными областями. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке, беседы о насекомых. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «березка». Рисование деревьев.

Ход занятия. 
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе нашего детского сада.
Дети выходят на улицу, их встречает Весна.
Весна. Здравствуйте, дети! Кто мне скажет какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна?
Воспитатель обобщает ответы детей: «  весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились листочки, появилась зеленая травка».
Весна. Вы помните как называется это дерево? (указывает на березку) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет-через эти черточки береза дышит, а называются они « чечевички»!
Воспитатель. Спасибо Весна, мы не знали, что они называются «чечевички». Дети вы запомнили как называются черные черточки на березе? Повторите чечевички.
Весна. Посмотрите и скажите, а внизу около земли, ствол березы какой? (ответы детей) ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что тесть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки.
Весна приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.
Воспитатель. Осенью эти сережки распадаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (дети кружатся) ветер стих, семена тихо падают на землю. (дети приседают) ребята как вы думаете береза любит солнце?
Весна. Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Воспитатель. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Весна, послушай какое стихотворение о березе выучили ребята.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева « Березка»:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится!
Весна. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Воспитатель. Много пользы приносит нам береза. Птицы устраивают гнезда, на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются-подберезовики. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь.
Воспитатель. Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.
Весна. Как вы думаете ребята, чем сейчас питаются птицы?
Педагог обобщает ответы детей: птицы питаются насекомыми, червяками, травкой и др.»
Весна. Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно это скворечник. А кто живет в этом домике?
Воспитатель. Обобщает ответы детей: «в домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»
Весна. Скворечник располагают на дереве , чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше. Следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насекомые-муравьи, личинки бабочек, жуки и др.
Дети рассматривают пень и насекомых.
Воспитатель. Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе.
Педагог и дети благодарят Весну за интересные рассказы о природе.
Весна. Вы мне очень понравились, приходите в гости, я еще многое могу рассказать вам о природе. Ребята в память о нашей встрече я хочу подарить вам банку березового сока. Этот сок очень вкусный и полезный, я его собрала в лесу. В группе вы попробуете этот сок. А еще у меня есть для вас подарок. (на большом листе бумаги нарисована береза без листьев.) это березка , но на ней нет листьев, злой волшебник заколдовал ее. И только вы ребята сможете расколдовать ее. Нужно нарисовать на ней зеленые листочки.
Воспитатель и дети благодарят Весну за подарок и прощаются.
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель. Дети послушайте загадку:
Вы меня узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на свете… (береза)
 Дети отгадывают загадку и выполняют коллективную работу. Наносят листочки на березе кусочками паралона и гуашью.