05.02.2016

Знакомство детей с народным творчеством


   Народное декоративно-прикладное искусство-одно из средств эстетического воспитания-помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
   Приобщение детей к народному искусству осуществляется созданием красивого интерьера детского сада, группы, в оформление которых включают произведения народного творчества. Предметы народного творчества многообразны.  Это могут быть игрушки из дерева, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию увлекающую и детей, и взрослых.

   Для детей младших групп нужно иметь точеные деревянные игрушки, игрушки забавы богородских мастеров, изделия коргопольских народных умельцев. Если впервой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой.
   Для средней группы нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка, богородские точеные деревянные игрушки.
   Для детей старшей и подготовительной группы доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.
   Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться с младшего возраста.  Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает о том, что изображает тот или иной предмет.  Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить дом для матрешек, лесенку, мостик.
   Воспитатель, знакомя детей с игрушками каждый раз ставит перед ними новые задачи.
   Знакомство детей в среднем возрасте с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Игры с народными игрушками могут быть организованы в первой и во второй половине дня со всеми детьми или с подгруппой. Если во второй младшей группе дети уже видели много разных игрушек, то в средней группе они должны встречать их с большой радостью, особенно если воспитатель сумеет их интересно преподнести.
   Планируя занятия по декоративной лепке в старших группах, необходимо учитывать связь их с народным искусством. Можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские глиняные игрушки.
   В подготовительной группе знакомство с прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.
   Также детей нужно знакомить с разными образцами устного народного творчества-это пословицы, поговорки, потешки, сказки, частушки, колыбельные песни.
   Через устное народное творчество нужно научить ребенка не только овладеть родным языком, но и осваивать его красоту, приобщать к культуре своего народа, получать первые представления о нем.
   Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается их собственное творчество.
   Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка и понятно ему.
   Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества-одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развитие его художественно-творческих способностей.
   На основе знакомства с народным творчеством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).
   Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, проникают уважением к народному мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
    Знакомство с народным творчеством в воспитательно-образовательной работе с детьми соответствует характеру мышления детей: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным.
   Нужно предоставлять детям возможность заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а значит вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

   Итак, народное декоративное искусство должно входить в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.